Игра OpenTTD - убийца линуксоидов

Началось всё с новостей 1 2, что для этой игры появились открытые ресурсы, а значит теперь все смертные, даже те кто не покупал дисков с оригиналом, могут посмотреть это чудо игровой и в следствии открытости кода гиковской мысли. Благодаря открытым текстам игра не сдохла, как в своё время получилось с Delta Force и Казаки, а подхваченная сообществом начинает активно развиваться, например появляются новости и проекте с 32 битной графикой и гламурными скриншотами и новые версии стали выходить очень часто Но чёрт с ним, с открытостью (она уже есть), нужно разобраться почему человеки—линуксоиды до сих пор сходят сума по этой игре

OpenTTD это открытая реализация старинной транспортной стратегии, в своё время сообщество любителей этой игры создало открытую версию самой игры добавив при этом туда массу возможностей среди которых поддержка игры на огромном количестве платформ и соотвествие её современному оборудовани. В OpenTTD нет привычных для стратегий военных действий, здесь полностью мирный и цивилизованный процесс строительства и благоустройства. Эта игра захватывает своим уникальным геймплеем, бесчисленным количеством возможностей и собственно самой идеей

Установка и настройка

Качаем последнюю версию от сюда:http://www.openttd.org/en/download-trunk, а ресурсы от сюда: http://bundles.openttdcoop.org/opengfx/releases/ и http://bundles.openttdcoop.org/opensfx/releases/. Ресурсы распаковываем в ~/.openttd/data и запускаем игру

Сразу стоит отметить, что не нужно спешить играть, так как игра содержит дефолтные, не самые лучшие настройки:

  1. очень мелкий шрифт и могут быть проблемы с производительностью из-за звука через pulseaudio, это решается чтением openttd wiki и правкой конфига ~/.openttd/openttd.cfg

  2. система управления настроена на людей которые любят контролировать всё, например: можно включить быстрое создание маршрута для транспорта — это реально экономит время и мышесчёлки

  3. стоит ограничить систему оповещений в игре, иначе она завалит спамом с предложениями подписаться на новые паровозы или новостями про праздники жителей виларибы и виллабаджи

И начинать играть в OpenTTD лучше с одиночной игры, причём даже без ботов, потому что шансов у новичков нет

Одиночная игра в Openttd

После начала игры попадаешь на карту по которой разбросаны различные предприятия, городки и сырьевые объекты. После старта доступны 5 миллионов (по умолчанию), на которые можно купить около 10 машинок, несколько вокзалов с железной дорогой и одним поездом либо 2 аэропорта и 1 дохлый самолёт, про мореходство пока лучше и не думать, это для магнатов, а не нищебродов типа новичков

Первая задача найти место где удобнее всего будет наладить эффективный обмен сырья на товары и продажу товаров населению, а для этого необходимы целые производственные цепочки.

Затем определиться с чего начать, а начать можно с создания автопарка, сети железных дорог и вокзалов либо со строительства аэропортов с самолётам

машинками развиваться быстрее и дешевле всего, но со временем машинки ломаются, устаревают и медленно ездят, а значит требуют очень много дорогого внимания

начинать самолётами значит обречь себя на самое медленное развитие либо залезть в огромные долги,  потому что нужен слишком большой начальный капитал, а так же в начале эпохи отсутствует серьёзный авиационный транспорт — можно в течении 20 лет перевозить на одном самолёте по 30 человек с 5 мешками почты, до тех пока появятся новые модели и накопится достаточное количество денег. К тому же самолёты умеют терпеть крушение

развиваться поездами эффективнее всего, но и более кропотливо, так как нужно правильно расставлять рельсы, переезды, вокзалы, составлять составы и контролировать расписание

Но я начал развиваться машинками, моя то задача увидеть всё, а не победить всех, и поначалу совершил несколько ошибок исходя из неверных предположений о экономике в игре. Например, я ставил автобусные остановки в степи рядом с сырьевыми объектами, создавал автобусный маршрут из города в степь и надеялся, что жители города поедут в степь — кабы. Всё совсем наоборот: города развиваются по собственным законам, а жители постоянно мотаются по другим городам и курортам. Если их правильно стимулировать, то на этом можно сделать капитал, то есть начать можно с установки двух остановок в концах одного города либо в двух близлежащих городах

Скриншоты игры OpenTTDСкриншоты игры OpenTTD

Со временем, численность жителей города начнёт расти и придётся увеличивать количество остановок либо строить вокзалы или аэропорты (что более выгодно). Кстати развитие города можно стимулировать путём рекламных компаний (3 вида), финансирования строительства в городе, сначала оплатите строительство новых зданий, а затем ремонт дорог и город вырастет на один квартал, правда это доступно лишь миллионерам с постоянным доходом

В принципе можно выжить лишь перевозя граждан и почту с места на место, но можно дополнительно стимулировать рост городов путём поставки в города товаров. А товары можно произвести тремя сложными способами

  1. Товары производятся на нефтезаводах, а для этих заводов нужна нефть со скважин

  2. Товары производятся на лесофабриках которым необходима древесина из специальных лесов

  3. Товары производятся на фабриках которым необходимо зерно, скот и сталь (все знают что сталь делают из железной руды путём переплавки в мартеновских печах)

И тут уж как повезёт, лучше всего если рядом с городом окажутся скважины и нефтезавод, тогда приток товаров — роста числа жителей — перевозки пассажиров — капитал будет обеспечен, но чаше всего когда на нефти без танкеров не заработать(кстати, в игре не видно нефтепроводов, а значит это не Россия), а произвести товары можно лишь путём строительства хитроумной сети дорог, мостов и тоннелей с целью сократить дорогу и увеличить скорость перемещений транспорта между различными предприятиями (по прямым лучше всего)

Скриншоты игры OpenTTDСкриншоты игры OpenTTD

Не понятно от чего, возможно из—за вкладываемых в город усилий или просто от грязи в городах появляются банки, а значит можно заработать на перевозке банковских ценностей, но это бывает так редко, что лучше использовать для связи банков вертолёты — только ими можно летать между несвязанными дорогами и аэродромами городами. Вертолёты ещё могут пригодиться для связи с морскими буровыми вышками

По мере накопления денег необходимо заботиться о захвате выгодных городских земель, это делается путём установки флажков, а нужно затем, чтобы строить свои аэродромы как можно ближе к центрам городов — чем ближе аэропорт к центру города тем сильнее поток пассажиров и меньше нагрузка на автопарк, а чем меньше возишься с машинками тем лучше — больше доход

Во время игры постоянно приходят сообщения о событиях в игровом мире, например:

  1. новости о выделяемых субсидиях на перевозки, это стимулирует строительство и рост транспортных линий, так как субсидируемые перевозки оплачиваются в тройном размере

  2. предложение о подписке на новую технику, тут можно подписывать под всем, только потом в магазинах техники будут пункты которые ни когда не купите: например тупиковая ветка развития самолётов в сторону гламуризации

  3. если банкротиться конкурент, то приходит предложение купить всё его барахло за 50 рублей
    в общем почту нужно проверять, хотя там очень много спама

После успешного создания небольшой транспортной сети, когда кажется, что город счастлив от вашего правления, капитал растёт и множится и вы засматриваетесь на чужие территории, выясняется, что не всё так гладко — хорошо налаженные цепочки и даже целые сети постепенно разваливаются и начинают приносить убытки:

  • во—первых, ломается техника, это просто бич этой игры — нужно контролировать обновление своего транспорта, иначе техника выработав срок будет исправно приносить лишь убытки
  • во—вторых, ресурсы заканчиваются: шахты, скважины, леса, буровые вышки просто исчезают, и созданные вокруг них цепочки ломаются, что тоже приводит к увеличению убытков
  • в—третьи, число жителей постоянно растёт, а значит без модернизации транспортной сети будет расти количество ожидающих перевозки пассажиров, а значит недовольство, а когда недовольство перерастает в ненависть, вам запрещают вести хозяйскую деятельность в городе, и остаётся возможность лишь использовать уже созданную сеть. Поднять рейтинг компании которой нельзя быстро и серьёзно увеличить объёмы перевозок — очень сложно, а это грозит тем, что данная сеть может стать источников немалых и постоянных убытков, причём её нельзя будет даже уничтожить, так как город запретил взрывные работы
  • в—четвёртых, боже упаси завести рядом конкурента, весь ваш уютненький городок стремительно превращается арену битвы за симпатии клиента, он будет строить над вашими головами мосты, копать под вашими ногами тоннели, путать ваши дороги своими кривыми тропинками и устраивать давки на воздушных трассах

Так же стоит отметить, что с самого начала игры за вами числится долг в 5 миллионов, а с этого долга каждый год снимают проценты, а с учётом инфляции проценты растут — нужно меньше занимать и быстрее отдавать долги

Когда накопится достаточно денег, то в игре можно устроить атомную войну (иначе это и не назвать), нужно включить подрывные работы и взорвать к чертям всю карту. После этого добиваться любви у жителей своих городов будет ещё интереснее

боевые действия в OpenTTDбоевые действия в OpenTTD

Сетевая игра

Отрастив своё эго в одиночной игре можно восстановить его в сетевой игре. Уже имеется целая куча openttd серверов, на некоторых игра длится уже несколько тысяч лет, но можно начинать с новичками. Хотя тоже бесперспективно, так как в игре имеется столько моментов, уловок и способов выиграть в конкурентной борьбе, что у новичков практически нет шансов. Вот картинки где видно, что меня поимели как ребёнка, а мне оставалось лишь наблюдать как моё предприятие поставили на бабки

Как победить конкурентов в OpenttdКак победить конкурентов в Openttd

К тому же в сетевой игре нельзя ускорять время развития, наверно поэтому некоторые сервера и работают тысячами лет, видимо люди успевают вырастить детей, пока очередная транспортная сеть начнёт приносить постоянных доход

Openttd, за кадром

За кадром этой заметки я оставлю описание очень многих вещей. Например:

  • от вида карты (ландшафта), зависят транспортные цепочки производства товаров
  • в игре имеется возможность терратрансформинга—изменения земной и водной поверхности
    там можно, имея деньги, строить пирамиды и разливать моря
  • торговля акциями, саботирование конкурентов
  • и многое другое

Если сильно приспичит, то все необходимые описания техники и приёмов игры есть в wiki проекта

Openttd можно больше

Наверно первый взгляд на игру и скриншоты может напугать довольно простой графикой находящейся на уровне StarCraft1(даже хуже: War2) , но поиграв минут десять, начинаешь понимать, что именная такая графика и должна быть. Дело в том, что весь процесс игры происходит в наблюдении за экономическими, техническими показаниями своих транспортных сетяй, быстром перемещении между городами и объектами, а будь графика сложнее, то игра с таким огромным количеством объектов превратилась бы в пытку тормозами и мельтешением гламурных машинок. В принципе, почти всё время в игре открыты управляющие окна, в которых вы контролируете потоки товаров, пассажиров, доходы и расходы, состояние техники

Нет, наворачивать графику по стопам War3 не стоит, все эти огни, аура, пар из ноздрей не стоят тех пяти минут, которые видны в самом начале, самого первого запуска OpenTTD. Есть другие, более интересные пути развития игры

Текущая озвучка изумительно убаюкивающая — звенят паровозы, тарахтят грузовики, урчат самолёты. Если оставить игру в фоне, то накатывается ностальгическая волна по детским играм, мечтам и ощущениям. Но по мере развития техники озвучка меняется не особо сильно, а ведь можно сделать более живой и уникальный звук — можно добавить озвучку вокзалов, шум моря, ремотных мастерских и тд.

Хотелось бы увидеть побольше техники и различных цепочек для развития, например: где трактора, комбайны, где плантации требующие орошения и удобрений, куда сбрасываются отходы, где копы?

Совсем неплохо бы предусмотреть API для написания скриптов управления игровым процессом, тогда игра вышла бы на иной уровень, представьте вы пишете на питоне скрипт который эффективно создаёт транспортную сеть в заданном месте, а так же контролирует состоянием вашего транспорта и фильтрует почту на интересную для вашей местности. Думаю возможностей для скриптовая в этой игре более чем достаточно, к тому же есть все условия — исходники то открыты

В игре присутствует довольно развитая оконная система, практически полностью копирующая *box like оконные системы, это наталкивает на мысль, а почему бы не сделать рабочий стол на основе этой игры — то есть, после dm запускается не Gnome или Xmonad, а OpenTTD в которой предусмотрен запуск любых программ с отображением в окнах игры. Думаю было бы весьма забавно увидеть бородатого админа, у которого вместо рабочего стола игра, а внутри игры открыта консоль, vim, ssh и тут же, вместе со спамом, приходят сообщения из IM и рядом с окнами отчётов по городам открыт браузер

В конце концов, на самолёты можно приделать бомбы и ракеты, а машинки превратить в танки, тогда получится неплохая боевая стратегия с штурмами и грабежом городов, рытьём противотанковых рвов и термоядерными бомбами разрушающими целые материки

Openttd казнить нельзя помиловать

А теперь собственно для чего затевался этот обзор — нужна ли эта игра. Я считаю, что взрослому, половозрелому линуксоиду игра OpenTTD противопоказана, разумеется если он не собирается поднять свои скилы разработчика на доработке этой игры. Потому, что чем больше в неё играешь, тем больше понимаешь, на сколько она богата возможностями, а развитие её сообществом не даст остановится этому процессу. Если практически любую другую игру можно пройти и успокоится, то эту просто нельзя выиграть, она всегда будет впереди на несколько шагов. И половозрелый линуксоид может отдать всю свою молодость, энергию и силы, на управление симуляцией жизни вместо собственно самой жизнь

Пускай линуксоиды развивают эту игру, а другие расы играют, сокращая и ухудшая качество своей популяции

Так же, наверно, эта игра очень хорошо подойдёт молодым—и—роботам и старым—и—роботам, у которых есть масса времени для неспешной, но кропотливой возни к компьютером, ведь это дешевле чем похожие виды хобби - моделирование и игра в паравозики

Интересные ссылки на Openttd

Годный обзор с картинками от фанат OpenTTD

Новость о выходе финальной 1.0 версии OpenTTD

похожие страницы

  1. Как установить TremFusion в Ubuntu 8.04
  2. Linux игры: Heileen, Summer Session
  3. Ubuntu 8.04, Wine 1.1.19, WarCraft 3
  4. Machinarium - постапокалиптическая игра для линуксоидов
  5. нативные Linux игры

#1:

Играл в TTD еще в школе, но OpenTTD, безусловно, ушло далеко вперед. Особенно, когда разработчики предоставили скриптовый API для написания ботов - теперь есть где поразмяться бывалым игрокам-линуксоидам - игра стала намного интереснее ;).

ответить  2009-12-25 16:44:06 

#2:

Так всё таки API для скриптования в OpenTTD есть!!! А можно поподробнее??

ответить  2009-12-25 16:45:29 

#3:

На удивление качественный и интересный обзор, подожду пока портируют и пожалуй освежу воспоминания.

Как правильно говорят API в принципе есть, подробностей не скажу, но народ клепает новую графику, ланшафты, и конечно же AI (летом были туповаты, за исключением пары тройки), пожалуй с этими исходными данными можно найти нужное в англоязычном сообществе.

ответить  2009-12-27 16:59:48 

#4:

А! Любимый Simutrans забыли упомянуть!!!

Кратко основные отличия Simutrans от OpenTTD: более сложная и интересная модель производства и экономики (например, нужно соблюдать баланс поставок, учитывается срочность грузов), у _любого_ груза есть назначение (в т.ч. у пассажиров и почты), разные типы дорог имеют разный скоростной режим (а рельсы — бывают разной ширины; можно ставить «кирпичи» и другие знаки), больше интересных строительных возможностей (например, есть обалденный подземный режим), созданы мелкие удобства для игрока (автоориентация зданий, быстрое протягивание дорог), можно задавать расписания для _группы_ транспортных средств (вроде «автобусный маршрут №42», легче переключать машины с линии на линию), аммортизация дорог и машин заложена в стоимость эксплуатации (внезапных поломок, требующих внимания, нет), деньги заработать труднее, и да, есть своя графика с самого начала (в том числе несколько альтернативных модов и расширений). Правда в Simutrans — только single player.

ответить  2010-01-14 18:30:35 

#5:  Басманов:

re: Любимый Simutrans забыли упомянуть

я не забыл, я просто не знал до сих пор про него
но даже боюсь смотреть, так как боюсь подсесть

ответить  2010-01-14 18:57:17 

#6:

Хорошая игра! Вот тут красочные скрины:

http://zenway.ru/page/openttd

после их вида многие хотели (загорелись) играть в OpenTTD! И это хорошо!

ответить  2010-02-27 21:44:18 

#7:

Мой любимый старый OpenTTD. За несколко лет доработал приукрасил и домавил множество приятных фишек к игре.
Заускается без установки из папки ярлыком.
Самое интересное изменил задания для транспорта и более удобней установка расписаний для транспорта.
Часть идей по доработке признаюсь: утащил с Simutrans

Если кому интересно выложил сюда: http://www.getzilla.net/files/1694450/opentd.rar.html

ответить  2011-09-22 21:40:16