Решая проблему расовой дискриминации, белые сами себя загнали в тупик. Сегодня белый боится черного. Белые предпочитают не ходить в места, которые посещают черные. Продавцы в магазинах очень внимательно выбирают слова при общении с афроамериканцами, если черному что-то не понравится, он запросто может обвинить белого в расистских высказываниях, за которые легко можно лишиться работы и подвергнуться еще более суровой ответственности. Проблема черных - табу, о ней не принято вслух говорить. Сегодня черные имеют абсолютное преимущество при приеме на работу: если одновременно придут наниматься черный и белый, то однозначно примут негра. Работодатель просто побоится быть обвиненным в расизме. Государство создало условия, когда черный может не работать, если не хочет. Существует целая система социальных льгот и гарантий, которая позволяет целым семьям афроамериканцев не отягощать себя трудом. Альтернативные деньги - так называемые "Food Stamps" - продовольственные карточки, бесплатно выдаваемые социальными службами, позволяют прокормить даже самые многодетные негритянские семьи, а они практически все такие.
Афроамериканцы настойчиво выходят на первые позиции в шоу-бизнесе, спорте. Им созданы приоритетные, по сравнению с белыми, условия для получения образования, в том числе, и в вузах.
Забота о комфорте представителей этой расы приводит к абсурдным ограничениям на употребление, казалось бы, самых обычных слов и выражений. Выяснилось, что у американцев сегодня вслух не принято произносить слово "арбуз" (watermelon). Оказывается, раньше была шутка про негров, дескать они из-за своей лени в состоянии только танцевать, есть жареного цыпленка и арбузы. И теперь употребление слова "арбуз" якобы может вызвать ассоциацию с этой расистской шуткой. Вот так, ни больше -- ни меньше.
У нас в съемках участвовали трое симпатичных черных парней с замечательными именами: Дарвин, Милтон, Мартин. Один из них совершенно неожиданно оказался большим поклонником первого "Брата". Посмотрел фильм на каком-то фестивале, проникся, купил за безумные деньги кассету с английским переводом. Я один раз случайно услышал, как он с упоением, взахлеб рассказывал содержание этого фильм другим американцам буквально покадрово. Этот парень, кстати, сломал мне два ребра в порыве энтузиазма в постановочной драке.
В Чикаго возникла проблема со съемкой в баре для афроамериканцев. Первые два-три места были отвергнуты просто по причинам безопасности. Потом мы нашли более-менее приемлемое место. Настоящий "ниггерский" бар. Продают легально трубки для "крэка", правда, под видом изделий народного промысла. Массовка - местные завсегдатаи, оплата - бесплатное пиво. Так вот, по сценарию Данила заходит в этот бар и спрашивает белую проститутку (русскую, когда-то уехавшую из Ленинграда), трахающуюся с неграми. Черные должны высказать неистовое возмущение, что какой-то белый засранец посмел явиться в их заведение и еще что-то спрашивать. Перед съемками этого эпизода Балабанов попросил черных выругаться на белого максимально откровенно, без всяких ограничений. У негров эта просьба вызвала взрыв восторга, они орали дурными голосами неистовые по их меркам ругательства в адрес белого: "Snow Flake" ("снежинка"), "White Monkey" ("белая обезьяна"). Правда, после окончания съемок все сорок человек попросили у меня автограф.
Алексей Балабанов:
Идея политкорректности? Глупая она. Она не то, что не близка, она вредит, мне кажется, развитию общества очень сильно. Те же американцы, которые говорят, что все люди одинаковые, и все хорошо, они тем самим вредят самим себе. Вы были в Америке? Видели, какой там черный расизм. Какой он оголтелый, оглушительный. Я говорю американцам: почему вы боитесь пойти в черный район, а они не бояться пойти в ваш район. А они говорят: нет, ты не прав, мы сами виноваты. Но скоро они уже будут бояться просто по улицам ходить. А кино постоянно утверждает: что все хорошо, что общество здоровое, и все нормально. А общество давно уже не здоровое. Среди черных много продавцов наркотиков, они сидят на социалке, они не хотят работать. Это все, что у нас может быть, если вся кавказская война двинется в крупные города. С точки зрения абстрактной люди все должны быть равны. Я абсолютно с этим согласен. Но реальность нам показывает, что это не так. И надо все-таки это как-то отражать и показывать. Но без назидательности. А то все скажут: "Тьфу!" и уйдут. Искусство - заставить человека задуматься и понимать. Не говорить впрямую, а опосредованно воздействовать на зрителя.